Привычки

habitsЖить осознанно – это одно из моих главных убеждений. К примеру, осознанно принимать только полезную пищу, осознанно поддерживать тело в форме, осознанно настраиваться на успех. Но как показывает практика, человеку не всегда хватает силы воли на то, что бы не сбиться с курса – сложно сутра настроиться на позитив, посмотрев очередной выпуск новостей. Привычка, то есть выполнение или невыполнение какого-либо действия автоматически, не осознанно, очень неплохо справляется с данной проблемой. К примеру, приобретение привычки не смотреть новости за завтраком значительно повысит шанс правильно настроится на грядущий день.

Известно, что в отличие от вредных привычек, полезные привычки приобрести значительно сложнее. Одни источники говорят о 66 днях постоянных повторений, другие о 30-ти дневном сроке, третьим достаточно 21-го дня. Лично для меня, один месяц – очень удобная мера для внедрения привычек в жизнь. Решение «Месяц я буду вставать в пять утра!» звучит очень убеждающее для моего сознания :). С вашего позволения, я буду использовать пример моего утреннего пробуждения и дальше в статье, дабы показать более практическое использование некоторых советов.

Процесс формирования привычки делится на несколько этапов.

Первый этап – решение.
Этот этап очень важный. Нужно четко осознать цель будущей привычки. Если вы откровенно не понимаете, зачем это вам нужно, не стоит мучить себя. К примеру, я, поднимаясь с постели в пять часов утра, осознаю, что экономлю до 10 часов в неделю и сотни часов в год! Не мало, правда?

Второй этап – первый шаг.
Для многих – этот этап самый сложный. Сделать что-то в первый раз, сдвинуться с места потребует от вас твёрдой решительности.

Третий этап – второй шаг.
Да-да, второй раз не менее важен. Только после него вы почувствуете, что вы прививаете привычку, а не делаете одноразовый подвиг.

Четвёртый этап – неделя.
Этот этап играет что-то типа закрепляющей роли. Вы делали какое-то действие полностью всю неделю, включая выходные? Можете гордиться собой. К примеру, часто слышу вопрос «а что, ты даже в выходные встаешь в пять утра?» – да, встаю! :). Только постоянное повторение действия вырабатывает привычку. Помните? «Повторение – мать учения».

Пятый этап – заключительный.
По истечению 30-дневного срока, когда привычка автоматизировалась, вы можете откровенно сказать, действительно ли она вам так нужна и оправдывает ли она ваши надежды.

Маленькая хитрость, которая поможет вам легче обрести привычку – привязать одну привычку к другой, уже сложившейся. Мне помогает. После того, как я приучил себя рано вставать, я с лёгкостью приучил себя пить воду сразу после пробуждения и делать зарядку.

Ну а что же делать с не ежедневными привычками? Есть пара вариантов.

  1. Сделать четкое расписание. На пример, прививать привычку не «читать по 3 часа в неделю», а читать во вторник и четверг с 22:00 до 23:00 и субботу с 21:00 до 22:00.
  2. Заменять одну привычку другой. К примеру, я занимаюсь спортом по понедельникам, средам и пятницам в 16:00, а в тоже время, по вторникам и четвергам я стараюсь уделять время творчеству.
  3. Дайте обещание. Заключите что-то вроде договора с кем-либо, кто хочет получить туже привычку. Одно время мы с братом практиковали игру на гитаре и дали обещание друг другу, что каждую неделю будем выучивать одну мелодию. Хорошая была задумка! Но потом я уехал на море и договор автоматически обнулился :).

Как видите, есть достаточно много инструментов для внедрения полезных привычек в вашу жизнь. Главное – ваше желание!

А какими полезными привычками или путями их обретения можете поделиться вы?

Обратите внимание на комментарии, там достаточно много дополнительной полезной информации.

VN:F [1.6.1_878]
Rating: 10.0/10 (4 votes cast)
VN:F [1.6.1_878]
Rating: +4 (from 4 votes)
  1. Михаил
    8 Август 2009 в 23:32 | #1

    Не знал, что ты увлекаешься программированием на языке Life :).

    Всё здорово, только на мой взгляд чрезмерная привязанность к графику мешает. Как быть если в понедельник или четверг в 16:00 нужно будет срочно заниматься чем-нибудь другим (срочная встреча, визит родственников, необходимость помочь кому-то, и т п)?

    Лично я предпочитаю выделять для подобных ЧП пару часов в день и в случае их невозниконовения – заполнять менее приоритетными задачами.

    Когда-то мне захотелось каждый день быть в курсе мировых событий. К украинским сми особого доверия нет – поэтому решил поступить следующим образом:
    - подобрал несколько независимых иностранных изданий
    - поставил их на стартап

    Теперь каждое утро, с чашкой чая наперевес – включаю компьютер и читаю новости изданий Германии, Австрии, Швейцарии, Англии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Китая и США.

    Часа вполне хватает. Интересно, что большинство событий очень противоречиво представлены в СМИ различных стран :). И предпочтения различных народов легко просматриваются…

    Каждую суботу (шаббат) – уделяю исключительно отдыху. Этот день “забит” различными хобби, встречами, развлечениями.

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  2. 9 Август 2009 в 06:07 | #2

    @Михаил
    На счет графика. Если это действительно срочно и нет возможности сдвинуть на раннее или позднее время(а я осознанно выбрал именно 16:00, так как в это время обычно такого не бывает), то менять график вполне допустимо. Как я описал в одной из предыдущих статей, во всём важно равновесие и здравый смысл. Нет ничего страшного, если это единичные случаи, но если моё небольшое расписание начинает мешать, значит что-то не так спланировано и нужно его немного поменять. Пока что, за два месяца, я сбился только один раз.

    На счет новостей – интернет в этом смысле очень удобен. Ты сам выбираешь и фильтруешь новости для себя. По телевидению же тебе стараются навязчиво рассказывать об очередных военных конфликтах, авиа-катастрофах и хомячковых гриппах :).

    Чтоб заметить предпочтения различных стран, даже далеко ходить не надо – достаточно посмотреть выпуск российских и украинских новостей :))

    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  3. 9 Август 2009 в 22:24 | #3

    Хомячковый грипп??? Дима, ну ты что??!! Нельзя такое говорить! :))
    У меня с привычками ещё ни разу не получилось… И от старых полностью не избавилась, и к новым не совсем привыкла… Но прочитав твою статью, думаю некоторые новые привычки все же привью :)
    Немаловажно ещё и среда обитания для выработки привычек. У тебя сейчас самая максимально способствующая среда для приобретения положительных качеств, не упусти возможность! ;)

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  4. 9 Август 2009 в 22:51 | #4

    @Виктория
    Ну а что, чем хомячки хуже кур и свиней? :))

    Что до моей среды обитания… я согласен! :) К сожалению, скоро уже придётся возвращаться в более привычное место… Надеюсь, силы меня не покинут :))

    В целом, среда обитания играет роль… Но я убеждён, что сила воли + настоящее желание могут затмить любую среду. Просто слабеньким людям очень трудно делать первый шаг по изменению этой среды и им часто требуются пинок судьбы, чтобы начать действительно действовать ;)

    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  5. waywalker
    10 Август 2009 в 04:23 | #5

    Когда принято решение о воспитании новой привычки, пользительно подготовить для неё благотворительную почву.

    К примеру, если решено перейти на более здоровую и полезную пищу, то стоит пройтись по холодильничкам и шкафчикам, а также заглянуть под подушку, и выбросить все найденные чупа-чупсы, чипсы и всякие другие сомнительные объекты маскирующиеся под пищу. Произведя зачистку, стоит запастись свежими овощами, фруктами, орешками, крупами и т.д. И вот тогда уже можно и начинать :)

    Подобный подготовительный этап значительно повышает шанс успеха укоренения любой новой привычки.

    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  6. 10 Август 2009 в 05:37 | #6

    @waywalker
    Спасибо за совет! Да, сжечь все мосты к отступлению – тоже очень хороший приём. Получается, что даже если твоя сила воли захочет сдаться, созданная среда не даст тебе это сделать.

    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  7. Влад
    10 Август 2009 в 11:06 | #7

    Очень хорошо что Вы заговорили о среде или внешних факторах ,влияющих на формирование привычки. Я вспоминаю сразу несколько привычек ,сформированных одним поводом. Когда я учился в колледже ,мне нужно было вставать каждый день в 5 утра ,что бы успевать на электричку. Привык :) Потом ещё часа полтора нужно было ожидать до начала занятий ,благо спортзал уже работал. Привык заниматься спортом.
    Ложился я правда спать уж как придётся- дело то молодое:). И появилась ещё одна привычка – спать как только появляется возможность:)). В маршрутках ,в электричках ,на переменах. Общее количество часов для сна набиралось ,но такими кусочками. Зато в армии подьём был в 6 – лафа ,целый лишний час ,никогда за два
    года небыло проблемм ни с подьёмом ,ни с зарядкой.:). Ещё одна привычка ,если у меня сразу много дел нужно сделать одновременно – то я делаю сначала лёгкие ,по мере усложнения. Просто потом проще сосредоточится на одном сложном. Ну это лично мне. Во многих статьях читал ,что нужно как раз наоборот начинать с самого сложного.
    Занятие или увлечение – тоже может сформировать привычку. Когда я заинтересовался компьютерами ,захотелось программировать. Тогда особенно и выбирать было неисчего. Незабвенный Бейсик:). Но и ресурсы машинные тогда были существенно ограничены- память не измерялась гигибайтами ,и террабайтими. А процессора не работали на мега частотах. Приходилось изгалятся ,что бы получалось красивее и поменьше места. Но придумываение таких оптимальных процедур давало напряг мозгу- и я стал замечать что и в жизни как то стал чуть рациональнее мыслить. Осталась привычка- оказалась полезной.
    Ещё одно наблюдение – привычка может возрождаться. Какое то время назад в силу разных причин я бросил заниматься спортом ,и вернулся к нему только лет через 10. У меня нет чёткого графика посещений спортзала- просто такое правило два раза в неделю по два часа. Привычка вернулась ,тянет в зал если что то сбивается в графике. И ещё заметил что в зал приходит много людей ,а остаются только те кто в юности серьёзно занимался-и тогда сформировал эту привычку.
    Вобщем привычка- это вторая натура :)
    Хороший пост Дима – пользительный!!!

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: +1 (from 1 vote)
  8. 10 Август 2009 в 12:51 | #8

    @Влад
    Ну вот мы еще немного фактов узнали с твоей биографии! :))

    Как я вижу, в основном, обстоятельства руководили обретением твоих привычек, нежели осознанное начинание. То есть среда может влиять как положительно, так и отрицательно. Замечательно, когда твоё желание совпадает с возможностями твоей среды, но что если она не позволяет, а ты хочешь? Вот тут поможет только огромное желание и сила воли. К примеру, это нужно, чтобы построить себе такую среду, где твоё сознание не найдёт дороги назад :) Это также работает в борьбе с вредными привычками. Где-то читал историю, как один известный человек пытался бросить курить. Он развесил плакаты по всему городу с надписью что-то подобной “Если вы меня засечёте с сигаретой, я заплачу вам 100 000 долларов!” :)) Так как сумма эта, видно, была для него критичной, курить он бросил достаточно быстро :))

    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  9. Влад
    10 Август 2009 в 14:27 | #9

    аааа… Ещё один забавный пример :)) Как раз с бросить курить. Я никогда не курил и вобщем не тянуло. Ну могу очень редко кальян для настроения. В армии я оказался один такой в части. Как независимый эксперт я периодически выслушивал обещания и разные клятвы желающих бросить курить. Человек набирался желания и решимости бросить курить ,торжественно сдавал мне сигареты ,или хоронил их как тамагочи:). Правда не помню такого кто бросил. Через неделю откапывали или приходили ко мне за ними обратно:). Ну как бы окружение не повлияло и я курить не начал:). Хотя каюсь..пассивным курильщиком таки был. Я же рассказал только о некоторых привычках , и скорее с целью показать как можно правильно использовать окружение и обстоятельства для приобретения хороших привычек. АА..ловлю себя на мысли:). Надо было торговать сигаретами ,тогда ещё и бизнес бы сделал:))) Но нет. на людских пороках не зарабатываю:).

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: +1 (from 1 vote)
  10. 12 Август 2009 в 15:50 | #10

    Ну а если я, к примеру, зареклась похудеть, желание огромное уже много-много лет (Дима не даст соврать :)))), но мои родители готовят то, что едят сами, и это мне не подходит! Я, воюя за место на кухне, все же готовлю себе сама, НО: сегодня на столе увидела целый кулечик со свежими пряниками, и не удержалась – съела один! :)))
    А продукты лично для себя покупать не могу – нет средств. И чо делать?

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  11. 12 Август 2009 в 21:02 | #11

    @Виктория
    Ну раз “Дима не даст соврать”, Дима и ответит :)

    Викуль, главное, что ты должна понять – если у тебя есть НАСТОЯЩЕЕ желание и сила воли, ты можешь сделать всё, что угодно.

    А что мы тут видим… пряничек – свежий, сладкий, вкусный! Съела, говоришь? Вот и не хватило силы воли! :) Второе – на подсознательном уровне тебя вполне устраивает твой текущий вес, который, к слову, почти норма. И пока ты это не признаешь, движения вперёд не будет :) Если бы у тебя были проблемы со здоровьем из-за твоих 1-2 лишних кило(что нереально), ты бы уже задумалась(и то, не все это делают) и поговорила с родителями :)

    Итак, что мы имеем:
    - сознательного желания нет
    - сила воли слабенькая

    То есть, в такой ситуации привить привычку питаться более здоровой пищей привить очень сложно. Нужно как минимум ДЕЙСТВИТЕЛЬНО захотеть и ответить на вопрос “почему мне нужно сбросить пару кило?”. Вторым шагом – не срываться на “сладкие перекусы”… и у тебя всё получится! :)

    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  12. waywalker
    13 Август 2009 в 00:19 | #12

    Дмитрий К. :
    @waywalker
    Да, сжечь все мосты к отступлению – тоже очень хороший приём.

    Кому-то мосты жечь нравится, а кому-то — почву готовить ;-)

    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  13. Михаил
    13 Август 2009 в 10:54 | #13

    @Виктория

    1) Поговори со своими родителями, чтобы они покупали тебе то, что ты хочешь, если нет возможности покупать самостоятельно.

    2) Выдели себе “полочку” в холодильнике – и оставляй там “запасы” на следующий день. Поставь себе условие – ты можешь кушать только то, что находится на этой полке сегодня. Если к обеду ты всё съела – значит голодай до следующего утра.

    3) Наказывай себя за проявление слабости. Сделала то, чего не хотела делать (например съела пряник) – бегом-марш к ближайшему парку наматывать километры, или придумай другое наказание (выбери то, что ты больше всего не любишь делать).

    Таким образом ты будешь тренеровать силу воли и подсознательно перестанешь хотеть делать то, что сама себе запрещаешь.

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  14. Влад
    13 Август 2009 в 12:34 | #14

    Мда сколько дебатов то из-за несчастного пряничка:))))
    Мне кажется не стоит заморачиваться вообще. У меня есть ещё одна привычка – ходить пешком. Причём быстро ходить ,прогуливаться не получается. Может поэтому никогда избытка веса не испытывал ,бывают побочные эффекты правда другого плана:). Когда кто-то прогуливается со мной ,обычно жалуется что мы летим куда-то:). Зато везде успеваю!
    Как говорит ,обожаемая мною тёща , которая к слову замечательно готовит – ЕШЬ ,ПОКА РОТ СВЕЖ. А смысл такой..когда к старости начнёт зудеть то одно место то другое ,вспомнишь как отказался от того самого пряничка:). И рад бы слопать ну хоть один..а уже здоровье не позволит. Тем более что никаких видимых проблемм с излишним весом я не замечаю у Витуси :)
    Я думаю уместно здесь ещё пару слов сказать Михаилу по поводу курения. Это было не в этой рубрике ,но на тему привычек. Мне показалось что в курении для тебя важен не сам процесс насыщения никотином ,а скорее придание себе большей солидности что ли. Попыхивание сигаретой ,а ещё круче сигарой!! вау!!!. Обсудить неформально отвлекаясь можно и за чашкой кофе ,и за семечками ,кому как удобно. Просто хочу тебя предупредить ,ты можешь конечно утешать себя что изменений не произошло. И делать флюрограмму хоть каждый месяц ,но изменения непременно будут.
    Немножко быть беременной не получается. :)) В ситуациях ,когда мне приходилось быть пассивным курильщиком ,я часто слышал оправдание куряг – вот по медицинской статистике ты поглощаешь 60% никотина , а мы типа 40.:)). Ну тут все вменяемые люди собрались и понимают что 60% – это от 100% нормы курильщика. Так что не стоит обманывать себя мнимыми оправданиями.

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  15. Михаил
    13 Август 2009 в 13:28 | #15

    @Влад

    В курении для меня важен именно процесс. Люблю курить. Это стало одним из моих хобби.
    Даже аксессуары коллекционировать стал ).

    Единственное, что не курю – так это трубки.

    За предупреждение о вреде здоровью конечно спасибо, но я для себя поставил условие – как только замечу, что курение стало вредить моему здоровью – брошу. Пока никаких изменений не наблюдаю.

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  16. 13 Август 2009 в 15:30 | #16

    Димка, Михаил, спасибо! :)
    Постараюсь прибегнуть к вашим советам, хотя с моими родителями, поверьте, очень сложно строить собственный распорядок в еде или ещё в чем-то… :)) Но попробовать стоит! :) Спасибо! :)

    А курить все же нужно бросать. В наше-то время, когда мы и так живем самом загрязненном в Европе городе, ещё и курить… нехорошо :)

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  17. 13 Август 2009 в 16:33 | #17

    @Виктория
    Викуль, Михаил в Харькове живёт :) Ну по экологии он далеко от Донецка не убежал…

    На счёт курения – не вижу смысла переубеждать, если человек закурил в осознанном возрасте :). Единственное, что странно, что ты, Михаил, хочешь подождать пока курение начнёт вредить… странный это подход, однако :) Ни чем не лучше вариантов, когда не следят за здоровьем, а лечится начинают только после того, как что-то в боку кольнёт :) Или ты хочешь узреть мини-изменение? Тогда нужно проходить обследование каждый месяц ;)

    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  18. Михаил
    14 Август 2009 в 13:32 | #18

    Я не хочу ждать. Я просто курю, пока могу :).

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  19. Anonymus
    12 Сентябрь 2009 в 23:29 | #19

    @Михаил
    Смерть от рака лёгких или аневризмы это всецело приятно =) Поддерживаю !

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  20. Михаил
    13 Сентябрь 2009 в 09:07 | #20

    @Anonymus

    Уважаемый юзернейм, как ни странно – жизнь даёт очень много вариантов смерти.
    Умереть также можно в ДТП, авиакатастрофе, от выстрела в голову\сердце, от сердечного приступа, падения на лестнице, переохлаждения, простуды и т. д. и т. п. :) Рак лёгких – всего лишь один из пунктов этого “колеса фортуны”.

    И ещё, юзернейм, с цинизмом полегче ;).

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  21. Anonymus
    13 Сентябрь 2009 в 10:18 | #21

    Как не странно первые причины смерти проще =) Цинизм, да у себя его убери, всезнайка.

    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.6.1_878]
    Rating: -1 (from 1 vote)
  1. 30 Январь 2010 в 11:46 | #1
  2. 6 Апрель 2010 в 02:49 | #2
  3. 30 Май 2010 в 14:39 | #3